День Казани - новости, хроника событий
На главную / Как готовились арктические перелеты США - СССР | СМИ Татарстана
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Религия
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •  Как готовились арктические перелеты США - СССР | СМИ Татарстана

    Как готовились арктические перелеты США - СССР

    14.01.2015
    Источник информации: Казанские Ведомости
    Адрес новости: http://www.kazved.ru/article/57677.aspx




    Борис МИЛИЦЫН
    Дата: 14.01.2015 11:04:29

    В 1951 году я, двадцатилетний выпускник техникума, получил распределение в Хабаровский край, а там на самолете перелетел на Чукотку, в поселок Марково. Связь на севере жизненно важна. С тех пор Чукотка навсегда в моей памяти.

    Тогда я узнал о соглашении с США о ленд-лизе, в том числе о перегоне самолетов США через Аляску - Чукотку - Сибирь на советско-германский фронт. Расспрашивал местных жителей, свидетелей тех военных лет. Многое я и сам увидел в первые послевоенные годы. Мне было интересно знать о значимых для всей страны событиях в тех далеких краях, о людях, чья самоотверженная работа дала возможность проложить в кратчайшие сроки (1942 г.) новые авиатрассы через всю Сибирь.

    Управление гражданской авиации еще в самом начале войны получило правительственное задание - построить авиалинию от Красноярска до побережья Чукотки. По этой трассе с Аляски (США) из Анкориджа должны были поставляться самолеты по программе ленд-лиза.

    Начальником строительства этой авиалинии был назначен Дмитрий Гусов, хорошо знавший те места, возглавлявший Восточно-Сибирское управление гражданской авиации. В начале октября 1941 года Гусов с группой инженеров-изыскателей и строителей вылетел в Якутск - штаб стройки.

    Командовать летной частью стройки приказано было Василию Сергеевичу Молокову, полярному летчику, одному из первых героев Советского Союза, который участвовал в спасении челюскинцев в 1934 году. Он открыл воздушную дорогу над Северным морским путем, был начальником Главного управления ГВФ. Гражданский воздушный флот был резервом военной авиации и был подчинен непосредственно наркому обороны Ворошилову. А с мая 1942 года ГВФ был полностью передан в ведение Военно-воздушных сил.

    Новый воздушный путь должен был пройти от Красноярска к Якутску и далее через Верхоянский хребет на Колыму, а затем на Чукотку к Уэлену.

    Раньше Арктика не пускала самолеты, угрожая туманами, пургой, укрывая все ориентиры рек и озер сплошной снежной пеленой. Сейчас такой полет считается обычным. Иная техника, иные скорости. А тогда экспедиция проделала огромную работу по изысканию подходящих по объему участков для будущей Сибирской трассы. На собственном опыте проверяли условия полетов. Выполнялись они по различным маршрутам на тысячи километров над тайгой, тундрой, горными хребтами.

    Чтобы не бывавший в тех местах читатель понял, в чем сложность, скажу: там сильные ветра, осенью при частой непогоде снег мешается с дождем, холодный воздух постоянно насыщен влагой. Так, вместо ранее намеченных последних пунктов трассы (Анадырь и Уэлен) пришлось искать другие. Вокруг Анадыря кругом вода да болотистая тундра, а Уэлен часто закрыт туманами. После тщательных поисков конечным пунктом трассы был выбран защищенный горами поселок Марково. До административного центра, поселка Анадырь, 40 минут лета (572 км).

    Можно отметить один интересный эпизод. В апреле 1934 года из ледового лагеря челюскинцев больного Отто Юльевича Шмидта с температурой под 40 градусов на самолете «Флейстер» Маврикий Трофимович Слепнев срочно доставил в больницу города Ном, что на Аляске.

    В начале сороковых строились новые аэродромы на Колыме в Сеймчане, в Марково на Чукотке, запасные аэродромы в Бодайбо, Витино, Зырянске, Омолоне, Оймяконе. Сооружение аэропортов велось в очень суровых условиях: сорока-пятидесятиградусные морозы, неистовые ветра, а во время весенней распутицы - непролазная грязь. Мне рассказывали об этом ветераны стройки. Люди жили в землянках, чумах, ярангах. Яранга - чукотское жилище, сооруженное капитально: круглый каркас из жердей обтянут оленьими шкурами. Посредине очаг с подвешенным чайником. Пол - утрамбованная снежная площадка, устланная шкурами. Освещение от горящего жирника. Много раз и я залезал в ярангу от любопытства.

    Работа не останавливалась ни днем, ни ночью. Сроки были крайне напряженными. Много трудностей возникало с доставкой строительных материалов. Цемента получали мало. Иной раз взлетные полосы приходилось выкладывать кирпичами. Осушение, дренаж велись вручную. Взлетная полоса в поселке Марково на вечной мерзлоте устроена из сборных металлических щитов (4 на 12 м), позволявших посадить самолеты на дышащую почву тундры. В Марково все грузы переправлялись по воздуху и по реке Анадырь кунгасами (небольшие самоходные суда). При этом бульдозеры, грейдеры, дисковые бороны приходилось разбирать на части. На стройках не хватало рабочих. В Марково, например, на несколько дней закрывали учреждения и школы, чтобы жители поселка, женщины, дети расчищали площадки под аэродром. Конечно, большая работа выпала на долю заключенных колымских лагерей.

    Меня удивляло увиденное и услышанное. Я был человеком «с материка». А до 1951 года запрещалось выезжать с Крайнего Севера. Многое я узнал от одинокого старика Шумкина. Раньше он работал на колымских приисках, потом началась война, и он трудился на строительстве аэродрома. Рассказывал он, как после доставки по реке стройматериалов возили большие грузы на собачьих нартах, иногда впрягались сами, чтобы помочь собакам.

    Самый старший по возрасту фельдшер, саратовский татарин Нигматуллин, еще при мне продолжал работать в районной больнице. Был вольнопоселенцем. Он накопил большой практический опыт в лечебном деле, и его ценили не меньше любого врача. Во время войны к нему обращались с проблемами здоровья многие строители и авиационные техники. Только в 1953 году Нигматуллин смог полететь на родную Волгу.

    Нужно выразить признательность и чукчам. Что за добрый и честный народ! Всегда помогут, предложат все, что у них есть: место у очага, простую свою еду, упряжку собак или оленей, несмотря на то, что животные, наверное, - главная ценность в их жизни. Но в трудную минуту упряжку дадут да еще проводниками станут. Чукчи, как и другие северные народы, были незаменимы в решении многих проблем при строительстве авиатрассы.

    Американские специалисты тоже вложили много сил и материальных ресурсов в подготовку первого на советской территории аэропорта на Чукотке, готового принять авиабригады из Аляски. Американцы построили в поселке Марково крупную радиостанцию, радиомаяк, щитовые утепленные коттеджи для летного состава, установили два дизельных генератора большой мощности, сборные ячеистые металлические щиты для взлетной полосы.

    Эти постройки и смонтированное оборудование смогли решить поставленные задачи. И в 50-е годы все это я увидел в действии.

    Строительство авиалинии протяженностью около 5 тысяч километров было осуществлено в небывало короткий срок - менее чем за год. К июню 1942 года сооружения главных аэропортов в основном завершились. Скопились на аэродромах большие запасы бочек с горючим и запчастей.

    В ноябре 1942 года началась перегонка американских самолетов через Аляску из селения Ном в Марково на Чукотке. Была сформирована 1-я перегоночная авиационная дивизия. После отзыва Василия Молокова на фронт в июле 1943 года начальником трассы был назначен генерал Илья Сергеевич Семенов (до войны - заместитель начальника Главного управления ГВФ). На трассу были присланы наши авиаполки под командованием известного полярного летчика полковника Ильи Павловича Мазурука, чтобы принимать американские бомбардировщики «Боинг» и истребители «Корсар», «Аэрокобра», «Дуглас». Однако поначалу им не хватало летного мастерства для полетов в сложных метеоусловиях и ночью. Поэтому на месте в эскадрильях велась напряженная боевая учеба. Летчики проходили практику на самых протяженных линиях 1 - 2 месяца.

    Кстати, грузовой «Дуглас» стал после реконструкции пассажирским Ли-2 (энциклопедия «Авиация», 1994 г.). На грузовом самолете Ли-2 я летел из Хабаровска на Чукотку через Сеймчан в 1951 году.

    Сотрудники аэропорта Марково радушно встречали экипажи американских самолетов, старались создать им хорошие условия для отдыха в специально построенных щитовых домиках. В аэропорту трудились и американские техники, и женский медперсонал.
    Тут менялись экипажи, и уже советские асы через всю Сибирь летели на советско-германский фронт. Пилоты находились в воздухе, как правило, по 14 - 16 часов в сутки. Были и трагические потери во время перелетов через Сибирь. Даже сейчас трудно представить, в каких условиях им приходилось летать.

    Кстати, одним из пунктов промежуточной посадки была Казань, использовались аэродромы авиационного завода №22.

    С тех военных лет летчики прозвали Марково Крымом Чукотки.

    Весной 1945 года на первую организационную конференцию по подготовке начала работы ООН в Сан-Франциско (США) летел по сибирской линии с остановкой в Марково нарком иностранных дел Молотов.
    В военные годы летчикам выпала трудная доля - прокладывать первые воздушные пути, соединяющие восток и запад нашей огромной страны, чтобы не было у нас труднодоступных окраин и медвежьих уголков. Это стало возможным благодаря героизму и высокому моральному и боевому духу этих людей.

    (В статье использованы воспоминания Молокова из книги «Родное небо», Москва, 1977 г.)

    Кстати

    Ленд-лиз (давать взаймы, в аренду) - программа передачи вооружения, техники, горючего, средств связи и других материальных ресурсов США странам антигитлеровской коалиции. Осуществлялась по инициативе Президента США Рузвельта. Закон был принят конгрессом США 11 марта 1941 года и работал до августа 1945 года. Только 7 ноября 1941 года, спустя 5 месяцев после начала войны, Рузвельт распространил ленд-лиз на Советский Союз. Президент США Трумэн говорил: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».


    Источник фото:
    http://www.waralbum.ru

    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»